Вторник, 07.05.2024
Школа покаяния
Меню сайта
Категории раздела
Школа покаяния [3]
Статьи о цикле "О пути ко спасению"
Полемика [4]
Был ли в Ииусусе Христе первородный грех?
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Школа покаяния

«О верности догматам Православной Церкви и гибельности ересей»

Архиепископ Серафим (Соболев) в своей проповеди «О верности догматам Православной Церкви и гибельности ересей» увещевает: «Смотрите, братия, – говорит апостол, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8). Здесь великий апостол высказывает не только пожелание, но и увещание, чтобы мы твёрдо и неуклонно держались Православной веры и не вдавались ни в какие ереси. Апостол Павел предохраняет нас от самого великого зла, от самого тяжкого греха, каковым и является ересь. Это грех самого сатаны, который есть первый еретик, ибо не православно помыслил, что он может быть равен Богу. В силу этого греха Денница восстал против своего Создателя и был лишён за это той величайшей благодатной славы, которую даровал ему Господь: он утратил своё блаженное единение с Богом, был низвергнут с Неба на землю и определён на вечные адские мучения в геенне огненной.

Но и все еретики грешат тем же сатанинским грехом. Искажая и уничтожая то или иное Учение Христа Спасителя, переданное Им Православной Церкви через апостолов и святых отцов, они тем самым восстают против Бога, поэтому и наследуют участь диавола – вечное адское мучение. Эта горькая истина свидетельствуется в жизнеописании Кириака-отшельника. Здесь повествуется, как некоему иноку Феофану Господь через ангела Своего открыл о загробной участи Ария, Диоскора, Севера, Нестория, Евтихия и других еретиков. Инок Феофан видел их в адских муках, объятых пламенем гееннского огня.

Впрочем, еретики подлежат тяжкому наказанию не только в будущей жизни, но и в настоящей земной. Тот же великий апостол говорит: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:8). А что значит анафема? Это значит удаление от нас внутренней крещенской благодати. А в ней источник истины и несокрушимой силы для нашей борьбы со злом. Она есть средство достижения нами истинного счастья и вечной Божественной радости от единения со Христом. Следовательно, православные христиане, принимающие иное благовествование, что тоже – ту или иную ересь, отлучаются от общения с Богом, Источником нашего спасения, от всякого истинного блага и делаются орудием зла в руках диавола, то есть самыми несчастными людьми в мире.

Какой же следует из всего сказанного для нас вывод? Если ересь так пагубна, то будем, возлюбленные о Христе братья и сёстры, твёрдо и неуклонно держаться Православной веры, которая исповедуется нашею Святою Церковью.

Эта вера есть не только апостольская, но и отеческая. Она называется так потому, что святые отцы окончательно установили её на семи Вселенских Соборах, изложили и передали её нам в нравственных и вероучительных нормах, то есть и в святых канонах и догматах Православной Церкви.

Отеческою наша вера называется ещё и потому, что святые отцы Вселенских Соборов, прежде чем обнародовать свои Соборные постановления, сверяли их с учением прежде бывших до них святых отцов. Таким образом, для самих отцов Вселенских Соборов, как свидетельствуют о сём дошедшие до нас деяния этих Соборов, отеческая, бывшая до них вера, была критерием истины. Если же для самих столпов Церкви отеческое учение было критерием истины, то тем более для нас, грешных и всегда заблуждающихся, оно должно быть таковым.

Вот почему величайший святой отец Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский говорил: «Всё, что облобызала и приняла Святая Церковь на семи Вселенских Соборах, свято и неуклонно исполняй. Горе тому человеку, который хотя бы одно слово убавит или прибавит к постановлениям Вселенских Соборов». Здесь святой Серафим Саровский под своим словом «всё», конечно, разумел все каноны касательно нашей нравственной жизни и все догматы нашей веры.

Знаменательно, что эти святоотеческие слова совершенно совпадают со словами апостола Павла, который во Втором своём Послании к Фессалоникийцам говорит: …стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2:15). Что разумеет великий апостол под словом «предания»? Несомненно, и нравоучение, и вероучение, то есть и каноны для нравственной христианской жизни, и догматы нашей веры, чему он, как и все другие апостолы, учили христиан и устно, и письменно. Причём апостол, как здесь объясняет епископ Феофан Затворник, повелевает нам стоять или быть неподвижными в этом учении их, то есть не допускать никакого изменения в святых канонах и догматах Православной веры. Об этом изменении, к сожалению, учат на свою собственную погибель и на погибель других современные модернисты. Не следуйте, мои возлюбленные о Христе чада, за этими модернистами. Исходя из ложного печалования о немощах человеческого естества, они хотят ослабить и даже уничтожить некоторые каноны Вселенских Соборов, требующие строгости от нас в нашей нравственной жизни. Модернисты не хотят знать, что эти каноны установлены не только святыми отцами Вселенских Соборов, но и Самим Духом Святым. Ведь установления Вселенских Соборов имели в своей основе слова Апостольского Собора: Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян. 15:28).

Такого рода модернисты были у нас на Руси, и так ещё недавно. Они сорганизовались в самочинное сборище под названием «Живая Церковь», которая допускала женатый епископат, двубрачие духовенства и производила другие уничтожения святых наших канонов. Но русский народ своею Православною кристально чистою верою отверг «Живую Церковь», и она исчезла с лица Русской земли.

Далее. Исходя из ложной мысли о применении к догматам научного развития, модернисты пытаются вводить изменение и уничтожение даже самих догматов. И такого рода модернисты были недавно у нас на Руси под именем «обновленцев». Но и их отверг русский народ своею верою. И теперь у нас нет ни «Живой», ни «Обновленческой» церкви. У нас существует только одна, истинно Святая и Православная Христова Церковь.

Итак, … свято и неуклонно держитесь Православной нашей веры и в её канонах, и в её догматах. Не веру приспособляйте к своей жизни, а жизнь приспособляйте к вере. В вере истинно Православной черпайте всё своё счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольёт на вас ещё здесь Свои неизреченные милости. А в будущей жизни загробной Он дарует вам нескончаемое блаженство Своего Небесного Царствия…»[1].

 



[1] Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб., 1994. С. 244 – 247.  

Категория: Школа покаяния | Добавил: администратор (13.12.2013) | Автор: Архиепископ Серафим (Соболев)
Просмотров: 865 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz