Прежде всего, искренне благодарю Елену_1 за признание, которое отношу к похвале моих лекций. Человек свидетельствует, что услышанное задело его. Значит, сказанное слово – не мёртво, но действенно, и жизнь, присутствующая в нём, обличает смерть, таящуюся в сердце слушателя. Здесь работает вовсе не моё искусство, но дух, воспринятый мною из творений святителя Игнатия (Брянчанинова), которого Церковь неслучайно назвала истинным делателем и учителем покаяния. Все его труды, каждое слово, пропитаны нищетою духа, которую он сам стяжал прежде всех своих прочих добродетелей, потому и сохранился от прелести и обрёл добродетели высшие. Пытаясь подражать сему великому учителю, и я грешный строю лекции так, чтобы помочь слушателю сокрушиться духом, потому что по слову святителя Игнатия правильное (настоящее) покаяние может начаться только лишь с сокрушения сердца, нищеты духа, искреннего сожаления (плача) о грехах и самоукорения. Без этих проявлений – покаяния не существует, и тот, кто попытается перескочить через эту ступень, неминуемо продолжит развивать в себе прелесть, которою повреждено всё человечество, потому что она является законным следствием первородного греха. Надеюсь, никто не сомневается, что нищета духа – это начало спасения? Тем, кто забыл, напомню, что лестница Евангельских блаженств, возводящая христианина на Небо, начинается именно с этой, а не с какой-нибудь другой, ступени: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3). Горестно не знать этого! Посмотрите, какая великая надежда в этих словах: нам обещано вечное блаженство в сообществе со святыми и с Самим Богом, если только мы начнём правильно путь своего спасения – с сокрушения сердца и с нищеты духа. Своими словами слушательница доказывает, что лекция достигает своего результата: она сокрушается сердцем, в котором неминуемо при этом рождается печаль. Но вот печаль, по слову апостола, бывает двух видов: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор. 7: 10). Дальше будьте особенно внимательны, уважаемая слушательница, потому что я не только буду конкретно отвечать на Ваш вопрос, но и буду вынужден ставить Вам диагноз, исходя из Ваших же слов. Ещё раз прочитав слова Апостола, скажите: почему Вы опечалились не ради Бога? Ведь если бы Вы правильно опечалились (ради Бога), то в Вашем сердце родилось бы покаяние, к которому и призывает нас всех Спаситель: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17). То есть, опечалившись правильно, Вы бы как раз и исполнили главную заповедь Христа о покаянии, которое нужно не только приобрести, но и удерживать всю жизнь, как перерождающую силу, как дар благодати Святого Духа. Горе многих современных христиан заключается в том, что они даже не знают, как обретается покаяние, а Вы были очень близко от него, благодаря прослушанным лекциям. То, что ищут годами и не знают где найти, было почти у Вас в руках, но Вы почему-то не только не взяли его, но и обратили себе в погибель, подобно тому, как ножом, предназначенным для резки хлеба, при неумелом пользовании, можно порезать себе палец. Однако, за эту неумелость человека, не выкидывают нож, но учатся пользоваться им правильно. К сожалению, Вы вошли в другую форму печали – в печаль греховную, от которой рождается смерть. И это именно так, потому что Вы сами об этом свидетельствуете, называя своё состояние - отчаянием. Напомню, что отчаяние – это смертный грех, рождаемый страстью печали; отчаяние опасно тем, что человек теряет смысл жизни, и злой дух может склонить душу к нежеланию жить. Таким образом, по симптому «отчаяние» легко определяется сама болезнь – это страсть печали, в которой Вы пребываете, как видно, даже и не подозревая об этом. Страсть печали очень опасна, потому что она оскорбляет Бога, точнее сказать, мы «отталкиваем» ею Бога подобно тому, как дым отгоняет пчелу (сравнение взято у отцов). Если Вы совсем ничего не читали о печали, то советую Вам книгу «Печаль» издательства «Сибирская Благозвонница». Пока Вы не изучите эту страсть: как зарождается, как развивается, к чему приводит, чем исцеляется – Вы никогда не сможете поправить своё опасное состояние, грозящее бедами не только во временной жизни, но и в вечности. И так, из сказанного выше нужно сделать следующий вывод: всё, что Вы слышали в лекциях, направлено на приобретение человеком покаяния, которое, по слову Апостола, рождается от печали по Богу, которую, как добродетель Вы не имеете. Вы же восприняли услышанное через призму своих страстей – болезней души, одна из которых – печаль греховная - и породила отчаяние, в чём искренне Вам сочувствую. Но согласитесь, что это Ваш дефект, а не мой, как и Сам Господь говорит, что всё греховное исходит из сердца человека: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. 6: 45). Уточним, что здесь под добром надо понимать христианские добродетели, которые есть подобие Христу, а под злом надо понимать страсти, которые есть подобие сатане (одна из них и есть греховная печаль). На этом можно было бы и закончить объяснение Вам Вашего недоумения, но боюсь, что Вы так и не поймёте, почему в Вашем сердце вместо правильной христианской печали по Богу до сих пор живёт греховная печаль мира сего, князь которого сатана. Для Вашей пользы (примите ли?) скажу, что печаль греховная является следствием отсутствия надежды на Бога. Слышите, у Вас нет надежды на Христа, на Его милосердие, на Его всесильную искупительную Жертву, против Которой не может устоять ни один грех. Но надежда является следствием живой веры, следовательно, Вы ещё даже не имеете веры, а это бывает в том случае, когда человек не прошёл оглашение, то есть просто не знает основных понятий веры, в том числе и об искупительной Жертве Христа. Или, хотя и имеет знания, но не понуждает себя к исполнению Евангельских заповедей, поэтому знания лежат мёртвым грузом, как говорит апостол Иаков: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Ибо, как тело без духа мёртво, так и вера без дел мертва (Иак. 2: 20,26). Поэтому, если хотите слышать, то советую Вам: примите сначала правильное оглашение и понуждайте себя к исправлению жизни по заповедям Христовым, изучите страсти и перестаньте грешить грубыми грехами. Читайте в житиях святых, как они уповали на Бога в самых трудных жизненных обстоятельствах. Очень много и подробно об этом сказано в книге «Илиотропион» митрополита Иоанна Тобольского. В аудиокниге «Кратко о пути ко спасению» теме упования на Бога посвящено около десятка лекций. Слушайте! Может быть, Вы решили всё это перескочить и сразу освоить состояние совершенства и бесстрастия??? Напрасно! Надо идти по порядку. Покаяние – это не игра в классики. Здесь скакать не получается. Кстати, в Вашем коротком тексте есть доказательства Вашей неосновательности и раздвоенности. Хотите их знать? Они достаточно ярко подтверждают Ваше духовное неустройство. 1. Сначала Вы говорите, что слушали лекции, а потом пишите: «полезно ли их читать», - так о чём Вы говорите: о книгах или о лекциях? 2. Сначала звучит вопрос: «что делать?» и сразу следом за ним пишите: «зачем???», - явное противоречие: если не хотите ничего делать, то зачем ставите вопрос «что делать?»; если же хотите найти выход, то почему, не дождавшись подсказки, тут же отказываетесь от действий? 3. Вы дважды утверждаете, что такой же болезнью души заражены «многие», выставляя себя точно знающей этих «многих» и беря на себя право выражать общее мнение своих коллег по несчастью. Вполне можно допустить, что ваша общая болезнь души может объединять вас всех, но если среди вас не окажется ни одного здорового, то вы только ещё больше повредите друг другу, потому что так никогда и не поймёте, что причина всех ваших проблем – внутри вас (об этом сказано выше). Собравшись вместе, вы охотно будете обвинять других, делая их виновниками ваших проблем, подвергая тем самым себя справедливому осуждению: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6: 37). Среди вас, конечно, окажется кто-нибудь более активный, который и возьмёт на себя руководство над всеми членами вашего общества отчаянных, но сам в себе не видя болезни, считая её (болезнь) здравием, разве сможет он повести вас всех в нужном направлении? Не случится ли по слову Господа: может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму? (Лк. 6: 39). Несмотря на то, что Вы дважды утверждаете, что вас много, я готов встретиться со всеми вами в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург) всего при двух условиях: при соблюдении регламента и дисциплины, а также при съёмке встречи на видеокамеру. Если вы согласны, то сообщите свои предложения о времени встречи. 4. Вы пишите: «я не смогу добраться до Царствия Его». Заметьте, что в Вашем коротком тексте ни разу не указано Имя Христа и, тем ни менее, вместо Имени Вы почему-то употребляете местоимение. Почему? Ведь по общим правилам местоимение употребляется в том случае, если имя однажды уже было употреблено. Как-то странно, что христианка не хочет назвать Христа по Имени! 5. Вы признаёте, что узнали о множестве своих грехов, но при этом сожалеете, что узнали о себе правду. Неужели Вам приятнее не знать о своих грехах? Но какой разумный человек будет ругать врача, предупредившего больного о его смертельной болезни, о которой он и не подозревал??? Если такую болезнь вовремя не вылечить, то смерть неминуемо наступит! Помню, не так давно у одной прихожанки обнаружили рак в такой стадии, что операция была ещё возможна и ей спасли жизнь. Теперь она дважды в год ходит к этому врачу для наблюдения за последствиями хирургического вмешательства и каждый раз искренне благодарит его за спасённую жизнь. Неужели у Вас на этот счёт другое мнение? Как видно, Вам приятнее оставаться в неведении. Это позиция страуса, ныряющего головой в песок, чтобы не видеть проблем. Понимаете ли Вы себя? 6. Вы пишите: «Прослушал лекции очень устойчивый психически человек, диакон... смотрю, совсем приуныл человек». С одной стороны, Вы не умеете разбираться даже в собственном состоянии, иначе Вы не ломали бы голову над таким простым вопросом, который раскрыт мною выше. С другой стороны, Вы каким-то невербальным способом абсолютно точно определили, что человек приуныл. Ведь Вы не пишите, что он сам Вам об этом сказал, значит, это только Ваша догадка: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём (1Кор. 2: 11). Вполне можно предположить, что отец дьякон углубился в себя, размышляя об услышанном в лекции, вспоминая слова апостола Иакова: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль (которая по Богу, конечно – прим. автора) (Иак. 4: 8-9). 7. Вы пишите: «Прошу простить меня грешную, я не хочу обидеть автора и чувства других людей, я просто хочу понять», - пытаясь показать этой фразой свою доброжелательность и кротость овцы, но следующим своим посланием обличаете свою подозрительность и агрессивность, показывая нрав следователя, готового во всём подозревать обвиняемого: «И ещё такой вопрос: где можно посмотреть протокол заседания Издательского Совета РПЦ о том, что лекции одобрены и разрешены к распространению? А так же, какое образование у преподавателя?». Так какая же Вы в действительности? Кроткая, несчастная, печальная овечка или волк, надевший на себя овечью шкурку, чтобы доверчивые простецы удобнее могли пожалеть Вас и осудить злого автора лекций? И так, всего в нескольких строках Вашего текста обнаружилось семь фактов Вашей неустойчивости – это серьёзный показатель, дающий возможность предположить, что дело далеко не просто так, как мне показалось первоначально. Вам потребуется особое внимание Вашего духовника, причём, практика показывает, что чем более таким людям уделяют внимание, тем более они его требуют. Впрочем, я вполне могу ошибаться, поэтому моё предложение о встрече остаётся в силе. Думаю, что ответ на Ваши два последних вопроса всё-таки нужно дать, чтобы отчаянность Ваша не усугубилась от неведения столь важных, на Ваш взгляд, для спасения вещей. Я не имею диплома о получении «систематического» богословского образования, о чём сказано в лекциях и уже написано на торренте. Искренне верю, что на Суде Божием дипломы учитываться не будут. В своих лекциях я делился с прихожанами тем, что узнал у отцов о спасении и испытал на себе, добавляя от себя лишь только примеры, поэтому каких либо дополнительных знаний мне не требовалось. Рецензированием, изданием и распространением книг и дисков занимаются издатели, координаты которых имеются на всех экземплярах. Полученные грифы Издательского Совета проставлены на соответствующих местах книг и дисков. Мне известно, что протоколы заседаний размещаются на сайте ИС РПЦ и каждый сомневающийся может с ними познакомиться. Кстати, Издательский Совет выдаёт грифы для распространения в храмах, но никак не может запрещать распространение вообще. С уважением, Сергей Михайлович Масленников.
|