Рассудительность вообще очень полезна во всём, тем более в
толковании Священного Писания. Обратите внимание на то, что и Вы, и я – приводим
ссылки на Ветхий Завет, но Вам кажется, что они по смыслу противоречат одна
другой. По моему убеждению, ссылка (Исх. 20: 5) важнее, потому что она
относится к 10 Ветхозаветным заповедям, данным Богом через пророка Моисея. Вам
же думается, что Тот же Бог, в последующем, отменил через пророка Иезекииля
(Иез. 18: 2) часть Своих Постановлений.
Само по себе такое мнение не основательно, потому что Богу не
свойственно непостоянство. Реальное изменение законов (с Ветхих на Новые)
произошло единожды, но связано оно было с событием глобального масштаба – с
воплощением Сына Божия и с Его Жертвой, потому что значение Ветхозаветного
закона, как детоводителя ко Христу, было исчерпано.
Но посмотрим внимательно: действительно ли есть противоречие
приведённых Вами и мной ссылок?
Вот более полно моя ссылка: Не
делай себе кумира и никакого изображения … ; не поклоняйся им и не служи им,
ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до
третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи
родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20: 4-6). Совершенно
чётко видно, что речь здесь идёт именно о наказании (о скорбях), а не о каре
(не о смерти), и о жизни временной, а не о вечности. К тому же, наказание не
бессмысленно (это не рок и не карма), но действует только тогда, когда род за
родом продолжают ненавидеть Бога. Это не означает, что последующие роды никаким
способом не могут исправиться, как бы проклятые на неизменяемость – об этом
вовсе нет речи. Наоборот, сказано, что если кто-то начнёт соблюдать заповеди
Господни, то он не только сам будет иметь милость от Бога, но и на тысячу родов
своих потомков привлечёт милость.
Для конкретного человека правильное понимание этого закона имеет
огромное значение, потому что закон не только не отменён (то есть действует),
но и получил своё развитие в Новом Завете. В святоотеческом понимании – это
КРЕСТ, который у каждого из нас свой личный, сформированный жизнью наших
предшественников (3-х поколений), и собственными грехами. Знание закона
помогает понять причину многих бед и страданий, происходящих с человеком, чтобы
понести их безропотно и осознанно, именно как КРЕСТ, который есть ключ от двери
в рай. Неразрывность духовной связи с предками очень важна не только для нас,
но и для них, потому что, сами не имея уже возможности ничего изменить
(покаяние в аду не действует), они могут надеяться только на нас, живущих на
земле. Облегчение мук им будет только в
том случае, если их потомок начнёт соблюдать заповеди Божии, несмотря на те
скорби и беды, которыми предки «наградили»
своего последователя.
Любому человеку не составит никакого труда узнать некоторые важные
события из жизни своих предков (да и родственный долг обязывает знать это),
касающиеся действия страстей (особенно смертных грехов) и добродетелей
(особенно исповедничества в недавний период гонений), чтобы рассмотрев их
внимательно, увидеть некоторую (или значительную) схожесть со своими жизненными
обстоятельствами. Сходство бывает так велико, что потомку предоставляется возможность
пройти, практически, подобную в физическом плане ситуацию, как это было у
предка. По милости Своей Господь даёт возможность загладить вину предка (его
ошибочный выбор – поступок) в подобной же ситуации – потомку. Результат может
быть двояким и зависит от свободы человека: 1) потомок повторяет ошибку предка
и навлекает на себя и на своих продолжателей гнев Божий ещё больший; 2) потомок
поступает в соответствие с Евангелием и избавляет не только себя и своих
потомков от наказания, заслуженного предшественниками, но и облегчает участь
оступившегося предка. Из этого видно,
что связь поколений – это не карма, но именно КРЕСТ, в православном понимании.
Вот пример из реальной жизни. Прадед разрушал храм. Дед сильно пил
и разбился на машине в нетрезвом виде. Отец оказался неспособен нести
ответственность, бросил жену с детьми и «сидит на шее» своей престарелой матери, не желая нормально трудиться, но стремясь
лишь удовлетворять свои страсти. Сын стал недееспособным в реальном плане.
Подчёркиваю, что это история целого рода в четырёх поколениях, в каждом из
которых усиливалась степень наказания потомков, потому что никто из
предшественников не смог прийти к вере и покаянию. Последний из них, попав в
свою трагедию, пытается обратиться к Богу. Его возможности ещё меньше, чем у
предков, потому что состояние намного хуже. Тем ни менее, получая помощь, он
пытается карабкаться. Отдаём его в руки Божии, потому что верим, что если свой
крест сделать крестом Христовым (читай святителя Игнатия), то он станет
посильным. Главное, не потерять надежду и не опустить руки, то есть не впасть в
отчаяние.
Теперь разберём цитату, приведённую Вами, но прежде вспомним
предысторию. Народ Израильский наказан Богом за мерзости и беззакония, за
отступление от Истины, за поклонение чужим богам: Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, - и предам
тебя кровавой ярости и ревности; предам тебя в руки их и они разорят блудилища
твои, и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои, и возьмут
наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою. И созовут на тебя собрание, и
побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими. Сожгут домы твои огнём и
совершат над тобою суд перед глазами многих жён, и положу конец блуду твоему, и
не будешь уже давать подарков. И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя
негодование Моё, и успокоюсь, и уже не буду гневаться (Иез. 16: 38-42).
Обратите внимание, что негодование Божие отступит только тогда,
когда уже утолится гнев Божий над самими согрешившими и над потомками,
оказавшимися в плену Вавилонском: Посему
так говорит Господь Бог: живу Я! Клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой,
который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман
будет в тенёта Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за
вероломство его против меня. А все беглецы его из всех полков его падут от
меча, а оставшиеся развеяны будут по всем ветрам; и узнаете, что Я, Господь, сказал
это (Иез. 17: 19-21).
Испытав горькие страдания, народ (в потомках) раскаивается в своём
отступлении от Бога, и уже только тогда Господь успокаивается и прекращает Своё
негодование и гнев, от которого уже и не чаяли избавиться.
Только теперь самое время привести Вашу цитату, но шире, чем Вы,
чтобы понять, когда же Господь отменяет свою кару и при каких условиях: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту
пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
Живу Я! Говорит Господь Бог, - и не будут впредь говорить пословицу эту в
Израиле… душа согрешающая, та умрёт. Если кто праведен и творит суд и правду,
на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих …
поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он
праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог (Иез. 18: 2-9).
И так, чётко видно, что появление в роду праведника (условия
праведности оговорены выше) прекращает гнев Божий. Разве это противоречит
смыслу цитаты (Исх. 20: 5)? По-моему, наоборот, этим подтверждается сила
закона, установленного Богом через пророка Моисея.
Подобное плену Вавилонскому, видим и в недавней нашей истории: за
отступления от Веры и Покаяния был попущен 70-летний коммунистический плен
нашему народу, в котором пребывали 3 - 4 поколения, неся страдания от безбожной
власти со всеми сопутствующими бедами и скорбями. Разве не видно здесь действия
закона (Исх. 20: 5)?
Из всего сказанного выше можно сделать вывод: слова приведённой
Вами цитаты (Иез. 18: 2) не отменяют действие закона, но относятся к конкретной
частной исторической ситуации, когда Бог, после заслуженно понесённого в
нескольких поколениях справедливого
наказания, отменяет кару и прощает народ Израильский. То есть, не только нет
противоречия, но явно подтверждается действие закона. Аминь.
Сергей Михайлович
Масленников.
|